Монастырь на Калужке
Русская Православная Церковь. Калужская митрополия. Женский монастырь Калужской иконы Божией Матери
Мы ВКонтакте
Калужская икона

СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ БОГОРОДИЦЫ

Впервые лик Богоматери изобразил евангелист Лука и показал самой Пречистой Богородице. Взглянув на образ Свой, сказала: «С сим образом благодать Моя и сила». С тех времен обрелось множество святых икон Пресвятой Богородицы, которые источали чудеса и милость каждому по вере своей, в особенности больным людям.

К числу чудодейственных икон относится явленная икона Божией Матери «Калуженская», по месту, где она находилась и обрелась.

Обретение иконы произошло в 1748 г. в сельце Тиньково, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки помещика перебирали на чердаке дома разную рухлядь. Девица Евдокия, по натуре легкомысленная, вела себя непристойно. Другая, богобоязненная, старалась удержать ее в рамках приличия. Развернув сверток полотна, найденный на чердаке, увидела на нем изображение благоговейного лица, на вид монашки, и решила припугнуть Евдокию. Последняя плюнула на изображение и с дерзостью сказала: «Вот как я боюсь и уважаю твою игуменью». После этих слов с ней случился припадок. Она упала без чувств, руки и ноги скорчились, язык парализовало, она не стала видеть. Поведав барину эту историю, люди поднялись на чердак и застали Евдокию с пеной на губах, дыхание ее было редким. В таком состоянии отнесли ее в дом родителей.ikona.jpg

Ночью Пресвятая Богородица явилась родителям и сказала: «Дочь ваша своим поступком оскорбила не монахиню, а Меня, это изображение есть Мой образ, через который по воле Сына моего и Бога я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей области сей». Далее поведала родителям больной, чтобы они рассказали все приходскому священнику, за молебном помолились перед ее иконою и святою водою окропили больную. Наутро, отслужив молебен перед вновь обретенной иконой Богородицы, освятив воду, окропили ею больную. Свершилось чудо ‑ глаза прозрели, уста заговорили.

Икону поместили в раму и поставили в домашний иконостас барского дома. На иконе изображена женщина в темном одеянии со светлым ликом, в руках книга. Размер иконы: в высоту 1 аршин 12 вершков; в ширину 1 аршин 6 вершков.

Случилось новое чудесное исцеление. На сей раз чудотворную силу Богородицы на себе, испытал служитель барского дома Прохор, который долгое время страдал глухотой. Матерь Божия трижды ему виделась во сне, которая повелевала молиться пред образом о своем исцелении. После усердной молитвы он заснул крепким сном и проспал ровно двое суток. За это время из ушей у него вытекло много гноя. Проснувшись, Прохор почувствовал себя совершенно здоровым.

Как бы испытывая Богородицу, вскоре заболела единственная дочь барина Евдокия. Как и прежде, икона Богородицы явилась больной во сне и повелела голосом молиться пред иконою для получения исцеления. Наутро Евдокия рассказала о сне родителям, и все с мольбой обратились к Богоматери пред ее чудотворным образом. Как и в двух других случаях последовало выздоровление. После этого случая барин не решился держать явленную икону у себя дома и с подобающей честью перенес ее в приходской храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы в село Калужка. Жители Калуги и окрестностей в молитве перед Калуженской чудотворной иконой находили себе отраду и утешение, избавлялись от всех бед и напастей. При грозных событиях приносили икону Богоматери в Калугу, молились пред нею, обносили градские стены, уповая на свою заступницу.

Kaluzhskaya-ikona.jpgВскоре, после перенесения чудотворного образа в храм Божий, Её лик украсился серебряным окладом. Произошло это следующим образом. Один житель Калуги, по фамилии Петелин, много лет лежавший без движения, прослышал о чудотворениях Калуженской Матери Божией, изъявил желание помолиться перед Богородицей. Его родственники привезли больного в церковь села Калужка. Во время молебна он стал креститься сначала лежа, потом сел и, наконец, встал на ноги. После окончательного выздоровления он в знак благодарности за чудесное избавление от болезни украсил икону серебряным окладом. В 1899 г. жена коллежского асессора Зинаида Александровна Чуфаровская письменно засвидетельствовала свое исцеление.

«11 мая месяца 1899 года я благополучно вынесла сериозную операцию, а затем 18 июня опасно заболела по заключению врачей шейным воспалением правой почки. Болезнь так обострилась, что не оставалось никакой надежды на выздоровление, тем более, что я еще не оправилась от перенесенной операции. Одно только упование не оставляло меня во все время болезни ‑ это небесная помощь: зная о великих чудесах, источаемых от чудотворной иконы Калуженской Божией Матери, мы с мужем послали на место явления сей св. иконы в село Калужку телеграмму с просьбой помолиться обо мне. И вот там, где, казалось, уже не было места никакой врачебной человеческой помощи, Царица небесная явила дивное чудо. Я в тот час почувствовала ослабление в своей болезни, и потом постепенно стали ко мне возвращаться силы, так что организм мой как бы обновился! В благодарность Царице небесной за Ея чудесную помощь мы с мужем подняли с места явления св. икону в г. Боровске в свою квартиру и вознесли пред Ея чудотворным образом благодарную молитву».

Под этим заявлением подписались семь свидетелей, в том числе лечащий врач.

У одного калужского старца сын три пода лежал в язвах. Богоматерь повелела идти старцу в Калужку для молитвы, обещая исцеление больного. Молитва старца была услышана, по возвращению домой, он нашел сына выздоравливающим.

Чете Воробьевых, у которых дети рождались мертвыми, чудотворная икона явилась во сне и велела сходить для молитвы перед образом в храм на речке Калужке. Воробьев вместе с женой отправился по речке искать эту икону. Обошел все храмы, а икону не встретил. Тогда Богоматерь явилась к нему вторично и указала, в какой именно храм надо идти. На другой день, явившись в церковь, в момент литургии они сразу узнали явившуюся им икону. Господь услышал молитву, вскоре жена родила дочь, которую назвали Анною. Вплоть до самой кончины Воробьев ежегодно ходил на поклонение пред чудотворным образом.

В 1753 году Мясоедовы привезли на Калужку пятилетнего сына, который не видел со второго года жизни. В усердной молитве родители просили Богоматерь об исцелении их сына. При выходе из храма с глаз мальчика как бы спала пелена и он прозрел. Впоследствии он выучился и стал генералом от инфантерии.

i (2).jpgСмоленскому помещику Она явилась во сне и сказала: «Если хочешь исцеления, ступай к чудотворной иконе в Калугу». До этого он семь лет был парализованный. Помещик немедленно отправился в Калугу, провел целых три дня в молитве пред чудотворным образом, почувствовал облегчение во всем организме, домой возвратился совершенно здоровым.

Один помещик из города Новосильска (видимо, сегодняшний город Новосиль Орловской области, прим. В.Л.) не расплатился за припасы с местным диаконом Иаковым Ивановым, которые он одолжил у него, будучи на поклонении у иконы чудодейственной. По прибытии домой, он нашел семью ослепшей. В ту же ночь явилась Калуженская Богоматерь и сказала, что это наказание за обман диакона. Пришлось помещику расплатиться сполна с диаконом и покаяться перед образом. После этого семейные прозрели.

Получил исцеление от паралича житель города Калуги Петр Иванович Фурсов.

В 1782 году алексинский помещик Федор Исаков, лежавший девять лет без движения, отправился в Калугу для консультации с врачами. Подъезжая к Калуге, сопровождавший его майор Колюбякин предложил помещику заехать в Калужку, на что тот согласился. Как только свернули на дорогу в Калужку, больной почувствовал внутреннее облегчение. После молебна в храме самостоятельно мог выйти из храма и…, славя Бога и Пречистую Матерь Божию, развернулся и поехал домой в Алексин, где вскоре совсем выздоровел.

Таким же образом получили исцеление: Гавриил Акимов Бутнев из Калуги, девица Варвара Михайлова из Тульских дворян, крестьянка Тульской губернии Мария Афанасьева, Алексинский помещик Александр Гаврилов Павлов, который в память своего чудесного исцеления поставил в своем доме список с иконы Калуженской Божией Матери, жители города Калуги Матрона Иванова Токарева и Анна Петрова Щеглова.

В 1791 г. Богородица поставила на путь истинный работницу Можайского Лужецкого монастыря Христину, которая порвала дружбу с подругой неодобрительного поведения и постриглась в монашество с именем Магдалина. Ежегодно приходила из Москвы к иконе на поклонение.

Храмоустроительница из села Сергиевское помещица Мария Кар находилась при смерти. Врачи были бессильны. Тогда в дом принесли чудотворную икону и поставили над головой больной. К больной вернулась память и через некоторое время она совсем выздоровела.

В селе Згомони (Полотняный Завод) девица Евдокия Федорова получила исцеление от лихорадки.

В 1810 г. дочь тульского помещика Ивана Михайлова Желябовского Наталия была привезена в Калужку. Во время чтения Евангелия у больной спала со всего языка кожа, и она стала совершенно здоровой.

_________________20110914_1946732267.jpgКрестьянка Тульской губернии деревни Анишино Мелания Иванова получила исцеление от беснования при подходе к Богородицкому храму в селе Калужка.

Тульской помещице Вере Даниловой, которая по слабости своей еле могла двигаться, Богоматерь повелела идти пешком в село Калужку, обещав показать славу Божию еще на пути. На второй день пути больная окрепла, а когда пришла в Калужку, пришлось только благодарить Матерь Божию.

Протоиерей Михаил Филиппович Лебедев в Калужских епархиальных ведомостях описывает чудесное явление, произошедшее 20 июля 1893 г. Когда провожали икону из города, на глазах многочисленной толпы пожар охватил половину улицы Спас-Жировской. Тогда принесли икону и начали служить молебен. Ветер постепенно стих и пожар вскоре потушили. На всех присутствующих это произвело неизгладимое впечатление.

Калужанка Елизавета Иванова Фалеева самостоятельно дойти до храма не могла, ее принесли в самом прямом смысле слова. До этого она пять лет находилась в парализованном состоянии. По молитвам Пресвятой Богородице она получила исцеление и еще долго жила в Калужке, памятуя о своем чудесном исцелении и предаваясь молитве пред чудотворным образом.

Жиздринская мещанка Устинья Федорова во время крестного хода в Калуге обратилась с молитвой к Богоматери об исцелении от недуга пьянства, впоследствии Федорова «укрепилась против пагубной страсти».

Перемышльского уезда села Железцово вдова священника Мария Александровна Тихомирова, 75 лет от роду, 2 сентября 1874 г. собралась на крестный ход вокруг Калуги, совершаемый ежегодно с чудотворною иконою Богоматери в память избавления жителей калужских от моровой язвы, бывшей в 1771 году. Стечение народа невдалеке от Троицкого собора было так велико, что бедная вдова никак не могла приблизиться и приложиться к образу. Встретив знакомого, пошла к нему в дом, где праздно провела остаток дня. Вечером, почувствовав боль в ногах, она поспешила домой. Болезнь сильно прогрессировала, ноги покрылись ранами, страдания стали нестерпимыми. Врачи оказались бессильными в этом случае. Мучительное состояние больной оказалось наказанием Божием за то, что не сопровождала крестного хода, на который собиралась и не приложилась к чудотворной иконе.

955ff44f1cad.jpgНакануне очередного крестного хода, который совершался 12 октября, она послала взять масло из лампады от чудотворной иконы. Больная помазала маслом раны и в молитве просила Матерь Божию об исцелении. После этого почувствовала облегчение. Через два-три дня болезнь совершенно прошла и, к утру 12 октября раны на ногах зажили. Она пошла в собор и с чувством глубочайшей благодарности пала перед Калуженской иконой Божией Матери, отстояла всю обедню и без устали сопровождала крестный ход вокруг города. После его окончания еще раз приложилась к чудотворному образу и возвратилась домой с чувством благодарности за чудесное исцеление от болезни.

В сентябре 1899 года чудотворная икона Божией Матери три дня пребывала в раскольничьем Боровске. Три дня стекались люди в соборный храм для богослужения, достойно встречали образ, как православные, так и люди других конфесий. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что по просьбе Боровской городской думы, состоящей из раскольников-старообрядцев, было совершено молебствие на городской площади. А один из старообрядцев Николай Иванович Пашугин поднял святую икону в дом и православный священник отслужил перед ней молебен, что было для старообрядческого Боровска редким явлением.

История рода Пашутиных требует небольшого пояснения. Отец Николая Пашугина ‑ Иван Михайлов, дед Михаил Петрович и прадед Петр Иванович Пашутины испокон веков принадлежали к старообрядцам и были приписаны к Рогожскому кладбищу, прабабка придерживалась Селезнёвской секты, которая принимала от православия крещение, миропомазание и брак. Как последовательница этой секты, Ирина Федоровна Пашутина ходила в православные храмы и держала в своем доме копию иконы Калуженской Божией Матери. В середине 50-х годов XIX столетия появилось в Боровске австрийское священство и лжепоп Максим, посещая дом Пашутиных, указал на недопустимость иметь в доме икону Богоматери без предвечного младенца. Семейные вняли просьбе своего лжепастыря и перестали почитать образ и молиться перед ним,  кроме Ирины Федоровны. Опасаясь за судьбу образа, она отдала его бывшему городскому голове, боровскому купцу Алексею Козмичу Нечаеву, который с благоговением принял образ в свой дом и впоследствии благословил им свою старшую дочь Ольгу Алексеевну Ерофееву при выходе замуж, а она, в свою очередь, дочь ‑ Александру Алипеевну Демьяненко.

При выбытии из дома Пашутиных чудотворной иконы, их род начали посещать бедствия. Один за другим стали уходить в иной мир родственники, оставив Николая Ивановича с братом малолетними сиротами. Брат Алексей Иванович, овдовев в первом браке по расколу, вторично обряд бракосочетания принял в православной церкви. Такая вот предыстория служения молебна перед чудотворной иконой в доме старообрядца.

Причт Богородицкой церкви на Калужке во все времена ревностно следил и украшал как чудотворную икону, так и храмовую Рождества Пресвятыя Богородицы.16109.jpg

Впервые крестный ход в Калуге совершен в 1771 году. Смертоносная чума свирепствовала по волостям и весям, истребляя целые поселения. Приблизилась вплотную и к Калуге, и жители начали вымирать целыми семьями. Население Калуги обратилось к архимандриту Калужского Лаврентиева монастыря Никодиму с просьбой принести икону из Калужки и совершить пред ней всеобщее молебствие. Чудотворный образ крестным ходом доставили в Калугу и три дня жители обносили его вокруг города, проводя все эти дни в посте и молитве. Вскоре смертоносная болезнь ослабла и прекратилась вообще. Жители приписали сие явление заступничеству Богоматери. В память данного события постановили ежегодно совершать крестный ход 2/15 сентября 

Второй крестный ход установлен в честь победы русских войск над французами в Малоярославецком сражении 12 октября 1812 года. Калуга в течение 40 дней находилась в постоянной опасности от нашествия французов. Преосвященный Евлампий (Введенский) предписал по всем церквям совершать молебствия и обносить вокруг города чудотворную икону Калуженскую.

В феврале 1813 года епископ Евлампий начал ходатайствовать перед городской Думой об установлении крестного хода в память данного события.

Третий крестный ход установлен 18 июля (31 числа по новому стилю) 1892 года, когда в России свирепствовала эпидемия холеры. В этот год ярко выразилась сила народной веры перед лицом всеобщего бедствия. По благословению архиерея чудотворную икону Божией Матери торжественным крестным ходом перенесли из села Калужка в город. Вот как описывают современники события той поры: «С какой умиленной торжественностью двигались по дороге тысячи народа с обнаженными головами, с хоругвями и иконами, перенося в город свой покров и защиту… и когда по вступлению в город при совершении молебствия раздалось пение «Пресвятая Богородице, спаси нас» ‑ и духовный пастырь стал благословлять народ окропляя его святой водой, все упали на колени, и, кажется, в этот момент не было ни одного человека, который не плакал бы от умиления».

Молитва народа была услышана Пресвятой Богородицей ‑ эпидемия миновала Калугу.

Через два месяца приговором от 1 апреля 1813 года городская Дума дала свое согласие на учреждение второго крестного хода вокруг города и определила день —12 октября. Выбор на это число пал не случайно. Этот день в войне 1812 года вошел в историю как день Малоярославецкого сражения, как день ожесточеннейшего боя за город, продолжавшегося непрерывно 18 часов. С наступлением темноты русские войска по приказу фельдмаршала Кутузова отошли из города на расстояние 2,5 км за деревню Немцово, тем самым закрыв неприятелю путь на Калугу.

В тяжелое для всего православного народа предвоенное время храм Божий на Калужке закрыли. Случилось это в 1935 году. По какой причине, приходится только догадываться. Архивных документов касательно церквей после 1917 г. не так густо. А те, которые имеются, разбросаны по различным фондам. Могут встретиться в архивных фондах какого-нибудь строительного треста, где на планерке устанавливались конкретные сроки разборки того или иного храма. Мотивы тому самые простые ‑ нехватка строительного материала в стране. Или в фонде местного уполномоченного по делам Совета религии под грифом «Секретно», который до настоящего времени официально числился закрытым фондом, т. е. доступ к делам фонда весьма и весьма ограничен. Все это затрудняет поиск архивных материалов.

В данном, конкретном, случае, у автора нет документов той поры. После закрытия храма, власти первым делом сбросили колокола, мало заботясь о сохранении самих колоколов и здания. Затем приступали к ликвидации глав, уменьшению колокольни до уровня одноэтажного здания. В таком состоянии дошел до нас Богородицкий храм на Калужке. Исчезла каменная ограда с живописными въездными вратами, исчез прицерковный некрополь внутри ограды, где покоилось и продолжает покоиться не одно поколение священнослужителей, знатных и менее знатных лиц.