Монастырь на Калужке
Русская Православная Церковь. Калужская митрополия. Женский монастырь Калужской иконы Божией Матери
Мы ВКонтакте
СМИ о Подворье
Обитель на Калужке

Лет тридцать назад знакомый калужский фотограф зашёл ко мне в гости со словами: «Я на днях увековечил такие руины – на их фоне можно запросто снимать продолжение «Андрея Рублёва»! Полюбуйся и догадайся, где эти развалины находятся. Подскажу: недалеко. Километрах в десяти от Калуги в сторону Тарусы». 

На цветном панорамном фото было изображено массивное здание с облезлой штукатуркой, обнажавшей великолепную краснокирпичную кладку. Определить географию нахождения сооружения мне не удалось: мало ли в пригороде тогда находилось ветшающих старинных зданий... Мы погоревали немного, поговорили на тему «что имеем – не храним, потерявши – плачем» (обычная и неиссякаемая тема рефлексирующей русской интеллигенции) и сошлись на том, что будет жаль, если исчезнет этот неплохой образец раннего русского классицизма. 

Вскоре я узнал кое-что об этом месте. А место-то оказалось далеко не безызвестным. В незапамятные времена именно здесь, как говорят археологи, находилась древняя Калуга. Окружённое лесом, среди роскошной природы на крутом берегу быстрой речки Калужки стояло одноимённое село. Была там, как заведено на Руси, деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в начале XVII века. А рядом с селом ютилась деревенька Тиньково, где в своей богатой усадьбе проживал помещик Василий Кондратьевич Хитрово. Однажды на чердак усадебного дома были посланы две дворовые девицы, дабы перебрать скопившуюся там рухлядь и выкинуть совсем уж непригодную ветошь. Развернув один из холстяных рулонов, они увидели изображение женщины ангельской красоты в тёмно-синем одеянии с раскрытой книгой в руке. 

Так в 1748 году была явлена главная святыня калужан – чудотворный образ Калужской иконы Божией Матери. Когда от иконы стали исходить чудеса, Василий Хитрово украсил икону ризой и открыл к ней доступ всем нуждающимся. А уж когда слава о чудесном образе разнеслась по окрестностям и к иконе потянулись многочисленные богомольцы, помещик и вовсе отдал чудотворный образ в храм - на поклонение верующему люду. Более того, тщанием благочестивого Василия Хитрово на месте деревянной церкви в 1760 году был возведён каменный храм, отчего сельские окрестности приобрели прямо-таки эпическую красоту. 

Шли годы, десятилетия, церковный приход жил размеренно и неторопливо, по мере возможности заботясь о прихожанах. В 1896 году в память о короновании государя императора Николая II при храме Рождества Пресвятой Богородицы была открыта церковно-приходская школа. В ней обучалось 120 крестьянских детей. Детишки учились читать и писать, изучали Закон Божий и церковное пение. Кроме того, будущее поколение осваивало рукоделие и основы различных ремёсел. Образно говоря, священнослужители засеивали души своих учеников семенами православного христианства, доброты и просвещения. 

Грянул 1917 год, потом братоубийственная Гражданская война, а за ней – торжество советской власти вместе с оголтелым атеизмом. Его метастазы дотянулись и до храма на Калужке. Первым делом новые власти поспешили сбросить все колокола с колокольни храма. Затем поднаторевшие в подобных делах представители победившего пролетариата стали хозяйничать внутри церкви, безжалостно обдирая с икон серебряные оклады и реквизируя их вместе с богослужебной утварью. 

Этого показалось мало. Были снесены купола, взорвана колокольня. Ну что ж, ломать – не строить: была разобрана на кирпичи ограда, исчезли живописные въездные врата. Не пощадили даже прицерковный некрополь, где покоилось не одно поколение священнослужителей. 

В 1938 году храм на Калужке был закрыт. В помещении одноэтажной церковно-приходской школы оборудовали малокомплектную советскую школу. А здание самого храма уж как только не использовалось! В разные годы здесь были и общежитие, и баня (!), и картонажный цех Калужского химфармзавода, и даже биостанция. Вся эта фантасмагория творилась до 6 сентября 1991 года, когда храм был передан Калужской епархии. А уже на Рождество 1992 года иеромонах Тихон (ныне наместник Калужской Свято-Тихоновой пустыни) провёл в стенах полуразрушенного храма первое богослужение. 

Отсчёт трудам по восстановлению храма ведётся от июля 2006 года. Именно тогда из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря приехали первые сёстры для  создания здесь монашеской жизни. Невозможно даже представить, сколько тягот и забот упало на хрупкие женские плечи. При соблюдении строгого монастырского устава этим самоотверженным ревнительницам православия надлежало не только контролировать восстановительные работы на всех участках, но и самим принимать в них посильное участие. 

Жители посёлка Ждамирово (так теперь называется село Калужка) с радостью восприняли весть о возрождении храма и стали деятельными помощниками в самых разнообразных трудах. И вот уже поднялась к небу стройная башня колокольни, а  многоярусную крышу завершила полусфера главного купола. Одновременно облагораживалась территория, сплошь поросшая бурьяном. Начались отделочные работы внутри храма. 

Когда сёстры сделали прикидку предстоящих финансовых затрат, стало ясно – неподъёмная цифра. И вот скажите: чем, как не чудом, можно объяснить внезапное появление энной суммы от неизвестного ктитора на оплату мраморной плитки для устройства пола (а площадь немалая, с гектар будет)? 

Когда благородная керамика заняла своё место в интерьере, все уверились ещё больше – быть обновлённому храму! Алтарная стена украсилась иконостасом, внутренность церкви постепенно заполнялась образами, многие из которых были созданы талантливым иконописцем Геннадием. Сложнейшие объёмные орнаментальные киоты вырезали калужские мастера. Причём некоторые из этих произведений (такой киот иначе не назовёшь!) отличаются необычайной тонкостью исполнения и красотой и насчитывают несколько сотен деталей. Иногда сборка подобного киота занимала три-четыре дня. Снаружи фасады храма украсили несколько мозаичных образов.  

Подворье день за днём приводилось в порядок, обустраивалось. Появились необходимые хозяйственные постройки, разбивались цветники и клумбы, высаживались деревья и декоративные кустарники. Во все стороны от храма разбежались мощённые тротуарной плиткой дорожки. Настал день, когда окрестности огласились чудесным малиновым звоном. Это подали голос новые колокола, установленные на звоннице обители радением жертвователей. 

По многочисленным просьбам прихожан решили осуществить ещё одну идею: возродить и воскресную школу. Осмотрели одноэтажную постройку конца XIX века, основательную кирпичную кладку стен (не меньше метра толщиной) и решили надстроить ещё один этаж. Перестройка здания длилась ровно год. И здесь большую помощь оказали ктиторы. Имя одного из них сёстры обители произносят с особым чувством. Это Владимир Сергеевич Немыченков. С самого начала возрождения подворья он оказывал неоценимую помощь во всех делах, вникая в любые мелочи (без которых, как известно, не сделаешь ничего большого).  Недаром Владимир Сергеевич носит высокое звание «Почётный гражданин города Калуги», а его самоотверженная многолетняя жизнь и деятельность, положенная на алтарь Отечества и русского Военно-морского флота, отмечена многими государственными наградами. 

Кроме второго этажа строители смогли в пространстве под крышей, то есть в мезонине, соорудить прекрасный актовый зал со сценой, эффектным полукруглым окном, а за сценой спроектировали помещение для хранения сценических костюмов (не каждая школа может похвастать таким реквизитом). Родители будущих учеников активнейшим образом участвовали в строительных работах и так сдружились за это время, что напоминают теперь большую дружную семью. 

В холле первого этажа сейчас в процессе окончательной отделки можно увидеть стенную роспись, которую по библейским мотивам создаёт молодая паломница Елена. Эта работа уже оставляет прекрасное впечатление изысканной пластикой композиции и хорошо сгармонированной колористикой. А в коридоре второго этажа несколько стендов рассказывают о насыщенной, полной событий жизни воспитанников школы. Солидную часть стены занимают почётные дипломы и грамоты. 

Теперь местные дети занимаются в просторных светлых классах, где есть всё для гармоничного развития молодого поколения. В расписание занятий входят вероучительные дисциплины: Ветхий Завет и Новый Завет, храмоведение, церковно-славянский язык, история христианской церкви, основы христианской нравственности. Ученики с удовольствием посещают также кружки хорового пения, хореографии и рисования. Занятия спортом также не на последнем месте. Кроме того, дети ходят в походы, участвуют в различных конкурсах, путешествуют по святым местам. 

...Как рассказала одна из монахинь, перед поездкой президента России вместе с патриархом в какую-либо из стран туда посылается «культурный десант», чтобы население данной страны ознакомилось с русской культурой. Не так давно в качестве одного из таких «десантов» выступил детский хор из Черноостровского Малоярославецкого женского монастыря. Публика рукоплескала стоя!  Кто знает, может, скоро и дети из воскресной школы подворья Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря при храме Рождества Пресвятой Богородицы (на реке Калужке) будут представлять нашу великую державу в дальних заграницах… 

Александр ЛАРИН. 

Возврат к списку